ИСТОРИЯ ЗАГАДКИ


Загадка – вид устного народного творчества; вопрос или задание, которое требует разгадки. Народ придумал такое краткое и чёткое объяснение загадке: «Без лица в личине». Предмет загадывания – «лицо» скрыт под личиной, то есть иносказанием.

Загадки были распространены на Руси с глубокой древности. В давние времена загадка имела важное значение в брачном обряде, служила средством проверки мудрости, с помощью загадок народные познания, народная мудрость передавались подрастающим поколениям. Существовала календарная приуроченность загадок.

Фольклорист и этнограф Д. К. Зеленин, писал, что знание загадочной речи было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток, и что проверка этих знаний становилась одним из обязательных условий принятия юноши в ряды членов племени.

К середине 17-го века загадки были распространены в народном быту и имели языческое, обрядовое значение. Тогда они подвергались осуждению церкви. C развитием верования загадка стала частью религиозных обрядов и вошла в литературу.

Знаменитый путешественник ХYIII-го века С.П.Крашенинников находил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю: «Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою или белоголовкою, девку - простыгою, коня – долгохвостым, корову – рыкушею, овцу – тонконогою, свинью – низкоглядою, петуха – голоногим и прочее; но ныне все, кроме вышеобъявленных слов, оставили.

…Загадки, которые мы знаем в поздних записях, иногда содержат в себе эти древние образные «зёрна». Подставное слово «низкоглядая» воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Иногда такое «зерно» прорастает и разворачивается в целый образ. Так, условное обозначение «востроверхая», данное церкви, превратилось в развёрнутое описание: «Плеть плетена вверх сведена о ста углов, о тысяче рублей». Загадки сохраняли в остаточной форме свою прежнюю непосредственную связь с тайной речью. В1927 г. К.П.Герд описал вечера загадок, которые ещё можно было найти в удмуртских сёлах в первое десятилетие ХХ в. «Здесь, - пишет исследователь, - загадки загадываются постепенно расширяющимися, концентрическими кругами предметов и явлений. В центре их стоит человек. Прежде всего начинают загадывать о человеке, функциях его тела; затем о доме и предметах, находящихся в нём, ит.д.<…>Определённый порядок в загадывании облегчал положение тех, кто отгадывал загадки». Что же касается самой передачи знаний от поколения к поколению, то традиция лежит в основе быта, жизни и труда всех народов мира. Можно с уверенностью предполагать, что и у русских загадки помогали усвоить образную иносказательность подставных слов тайной условной речи.

С XIX века загадки стали восприниматься как игра, развлечением на вечерках, состязанием в сообразительности, форма загадок стала преимущественно поэтической (стихотворной), рифмованной.

Новые условия решающим образом сказались на репертуаре загадок. Многое из старого крестьянского быта непонятно детям. Загадки, отразившие этот быт, исчезают. Одной из самых распространенных традиционных загадок была загадка о серпе: «Маленький, горбатенький все поле обскакал, домой прибежал, весь год пролежал». Серп можно увидеть разве только в музее; даже если ребенку толково объяснить, что это за орудие труда, это не вызовет зрительного образа. Из традиционных бытуют загадки об овощах и грибах, замках, зонтиках, будильниках, часах, чайниках и т.п.

В различных вариантах выступают загадки о книге. Нашли свое место в загадках самолеты, ракеты, холодильники, башенные краны, космические корабли и другие новинки нашей жизни. Большинство загадок этой группы носит импровизационный характер. «Без головы, без языка, а говорит на всех языках» (радио). Широко вошли в репертуар загадки книжного происхождения: «Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» (холодильник); «Семь ступенек лесенка, на ступеньках— песенка» (ноты).
Большой популярностью пользуются загадки звучные, поэтические: «Висит груша — нельзя скушать» (электролампочка); «Есть ступеньки, но не дом, каждый с ней уже знаком» (ракета); «Круглый карапуз, спелый, как арбуз, всю землю облетел — на луну сел» (космический корабль).

Современная загадка — жанр детского фольклора. Сборники загадок, изучение загадок поддерживают в детях постоянный интерес к этим малым произведениям.
  РОДИТЕЛЯМ О ЗАГАДКЕ


Наш сайт посвящен загадкам для детей. Загадки - это один из самых старых и любимых жанров русского фольклора.

Множество обучающих загадок, которые Вы найдете на страницах этого сайта, не только развлекут Вашего ребенка, но и научат его фантазировать и придумывать рифмы к словам.

Вашему вниманию предлагается авторский сборник загадок, в котором собран и систематизирован богатый информационный материал, позволяющий развить у малыша память, внимание, логическое мышление, вырастить умного и здорового ребенка.

Перед вами довольно оригинальный вид игры со словами. Знакомство с понятием "рифма" программа по литературе предполагает в 5-м классе, но, на наш взгляд, простейшие навыки овладения рифмой дети могут получить еще до школы, когда звучащее слово, слово произнесенное, воспринимается отчетливее, понятнее, чем слово написанное.

Этот сайт - незаменимый помощник в ваших занятиях с малышом. Загадки, которые вы найдёте на нем, способствуют развитию речи ребёнка, расширению кругозора, а также они учат его логически мыслить.

Этот материал может быть использован как для индивидуальной работы с ребенком в домашних условиях, так и на групповых занятиях в детских садах и начальной школе на уроках чтения, родного языка, природоведения, ИЗО.

Все права защищены. Перепечатка и любое воспроизведение опубликованных на сайте материалов запрещается.



Сайт создан в системе uCoz